ГНС пришла к заключению, что при расчете с нерезидентом зачетом встречных требований за долю в украинском ООО, стоимость которой более чем на 50 % составляет недвижимость, налог считается "со всей суммы дохода" по формуле "гросс-ап". Риск касается покупателей - и украинских, и иностранных. Позиция изложена в ИНК от 25.09.2026 № 5710/ІПК/99-00-21-02-02 ІПК.
Ситуация типична для военного времени: кипрская компания продает 100 % доли украинского ООО дешевле, чем покупала. Прибыли нет, а рассчитаться стороны планируют зачетом или комбинировано - частично деньгами, частично зачетом.
ГНС напомнила, что налог на доходы нерезидента составляет 15 % с разницы между ценой продажи и подтвержденными расходами. Но для зачета и комбинированного расчета налоговая применила формулу "гросс-ап".
То же правило ГНС распространила на иностранного покупателя, в частности из Швейцарии. Он становится налоговым агентом в Украине и должен удержать и оплатить налог во время выплаты.
Кроме того, иностранный покупатель обязан стать на учет в налоговом органе по местонахождению ООО не позже первой оплаты - даже когда прибыли нет. Без документов о расходах продавца базой налогообложения становится вся цена соглашения.
Полный разбор ИНК - с расчетом налога уже доступен в LIGA360, а база индивидуальных налоговых консультаций дает возможность быстро найти похожие позиции ГНС и проверить, не изменилась ли практика.
Проверьте, сколько будет стоить ваше соглашение с нерезидентом, в полном анализе LIGA360: читать анализ.